о либертариях
Nov. 1st, 2005 02:27 amОтсюда:
Там же, кстати, ещё есть познавательное:
Основная идея российского либертарианства, если отбросить кудрявые словеса про контрактные юрисдикции, модели и прочую муть, состоит в том, что бывают конкретные пацаны и лохи. Конкретные пацаны имеют право делать что угодно без всякого вмешательства начальства, а лохов надо стричь. Ваше рассуждение про демократию выглядит поэтому вполне естественным.
Источник Вашей идеологии, как и многих других российских идей последнего времени, лежит не в плохо понятых переводных книжках, а на зоне. Идеальный порядок для российского либертария -- это такая зона, где начальство придавили, и конкретные пацаны заключают контракты. Так что вполне логично, что идеальное устройство, соответствующее этому порядку, вовсе не демократия, а толковище "лучших людей". Для бОльшего понимания Ваших идей населением Вам следовало бы назвать этих людей "либертарианцами в законе"
Там же, кстати, ещё есть познавательное:
У либертарианцев есть два крыла; каждое отходит от мейнстрима, но по-разному.
Первое -- либертарианцы-утилитаристы. Это люди, которые объявляют верную в ряде случаев теорему о том, что рынок умеет оптимизировать экономику - аксиомой, верной всегда и везде. Некоторые думают, что кто-то эту аксиому доказал. Сами они доказательства обычно не видели, но верят тем, кто видел. Хороший пример тут рынок лекарств, с которого мы начали. В общем, понятно, почему именно для него общие рассуждения о благотворности рынка неверны. В данном случае покупатель не может проверить качество товара (разве что по методу "умер-не умер"). Товар этот неизмеримо важен для покупателя (жизнь и здоровье - что может быть важнее?) Наконец, цена неправильного выбора (не с тем заключил сделку) слишком велика для современного общества (жизнь и здоровье полагаются особыми, несоизмеримыми ни с чем, ценностями). Поэтому понятно, что правильно поставленную задачу для производства и продажи лекарств полностью рыночными методами решить нельзя: необходимо дозированное вмешательство нерыночных механизмов. Либертарианцы первого направления не понимают этих простых рассуждений. Именно поэтому я назвал их дураками.
Второе -- этические либертарианцы. Это люди, которые объявляют собственность высшей ценностью, а всё остальное выводят из неё. Они согласны с тем, что свободный рынок приводит к тому, что люди будут умирать от фальсифицированных лекарств, но это для них возможная цена за высшую ценность. В их системе координат главное -- не уменьшение суммарных страданий (они, собственно, отказываются рассматривать суммарные страдания вообще), а соблюдение кошерности контрактных отношений. Пусть погибнет мир, но восторжествует свобода сделок и частная собственность. Этические ценности этих людей так же далеки от мейнстримных ценностей, как этические ценности фиджийцев, поджаривающих людей заживо и смеющихся над криками своего будущего обеда. Для фиджийцев-каннибалов ценность вкусного обеда превышает ценность жизни тех, из кого этот обед готовят. Людей, чьи ценности настолько далеко от моих, я называю негодяями.